Список славянских божеств

Spread the love

Славяне-язычники были политеистами, что означает, что они поклонялись многим богам и богиням. Боги славян известны в основном из небольшого числа хроник и летописей, или не очень точных христианских проповедей против язычества. Дополнительные, более многочисленные источники, в которых сохранились славянские теонимы, включают имена собственные, топонимы, народные праздники и язык, включая поговорки.

Информация о славянском язычестве, включая богов, скудна, потому что христианские миссионеры не очень интересовались духовной жизнью славян.Также не существует рассказов, записанных непосредственно славянами-язычниками. Во время миссий по христианизации божества, с одной стороны, были демонизированы, чтобы удержать от поклонения им, с другой стороны, их характеристики и функции были приняты святыми, что должно было сделать новую религию менее чуждой.

Общеславянские божества

Из-за небольшого количества источников среди исследователей славянской мифологии нет единого мнения о степени поклонения даже самым важным божествам. В этом параграфе перечислены те, чей панславистский ареал наиболее часто признается. В дополнение к ним иногда указываются восточнославянский Мокошь (предполагаемый топоним в Чешской Республике) и восточнославянский Стрибог (топонимы в Польше).

Верховные божества

Основываясь на реконструированных мифах вокруг фигур Перуна и Велеса, некоторые ученые полагают, что оба этих бога являются главными божествами.[2][3] Они в основном встречаются в славянском мифе о сотворении мира. По мнению некоторых ученых, пара этих богов доказывает «славянский дуализм», но и по этому поводу нет единого мнения, и те, кто предполагает, что такой дуализм в мифологии мог существовать, указывают, что славянский дуализм, вероятно, был не таким экстремальным, как в христианстве или зороастризме.

Перун 

Перун — бог молнии и грома а также войны и покровитель дружины. Он является этимологическим и функциональным продолжателем протоиндоевропейского бога грома  и имеет много общих черт с другими богами грома, которым поклонялись индоевропейцы.Он упоминается в Первую очередь в Первичной хронике, где седовласая и златоусая статуя Перуна описана в храме на Старом Киевском холме, и в Третьей Новогородской хронике, где его статуя описана в Перыни,и во многих текстах, предостерегающих от язычества. Его имя сохранилось в заклинаниях и в именах собственных. Вооруженный обычно топором, молотом или копьем, он сражается с демонами хаоса. Его фигура сохранилась в фольклоре в основном в виде святого Ильи и святого Георгия.

Велес

Велес — бог с множеством функций, такая сложность затрудняет сравнение с другими божествами. Хтоническое божество, он правит подземным миром, в который, как психопомпа, он проводит души умерших, выводя их на луга запредельного. Как бог богатства, он связан с заботой о скоте (скот, а не деньги, в древние времена были основной формой богатства). Кроме того, подобно германскому Одину, он является божеством-покровителем поэтов и других художников, а также тех, кто практикует магию (поэзия в прошлом была тесно связана с магией). Этимология его имени, вероятно, связывает его со славянскими словами, ассоциирующимися со смертью. Упоминается в основном в Начальных летописях; его имя также часто встречается в именах собственных. Его животные воплощения — бык или бык, дракон или змей. Его фигура сохранилась в фольклоре в основном в виде святого Николая и дьявола.

Другие божества

Дажьбог 

Велес — бог с множеством функций, такая сложность затрудняет сравнение с другими божествами. Хтоническое божество, он правит подземным миром, в который, как психопомпа, он проводит души умерших, выводя их на луга запредельного. Как бог богатства, он связан с заботой о скоте (скот, а не деньги, в древние времена были основной формой богатства). Кроме того, подобно германскому Одину, он является божеством-покровителем поэтов и других художников, а также тех, кто практикует магию (поэзия в прошлом была тесно связана с магией). Этимология его имени, вероятно, связывает его со славянскими словами, ассоциирующимися со смертью. Упоминается в основном в Начальных летописях; его имя также часто встречается в именах собственных. Его животные воплощения — бык или бык, дракон или змей. Его фигура сохранилась в фольклоре в основном в виде святого Николая и дьявола.

Сварожицы

 Сварожиц — бог огня, упоминаемый в незначительных восточнославянских текстах. Он также упоминается Бруно в письме королю Генриху II, а позже в Хронике Тьетмара как главное божество Ретры, главного политического центра Велети.Его имя обычно переводится как «сын Сварога», реже как «маленький, молодой Сварог». Обычно отождествляется с Радегастом, реже с Дажьбогом.

 Дола — олицетворение судьбы и предназначения.

 Дола — олицетворение судьбы и предназначения. Дола присваивается человеку при рождении и остается с ним до конца его жизни. Это может быть унаследовано от предков. Обычно оно невидимо, но может проявляться в человеческой или животной форме.Противоположностью Дола, понимаемого как удача, была Недола, олицетворение несчастья. Этимологически связан со славянскими словами разделять, часть

 Мать Земля 

Мат Земля — олицетворение Земли, встречающееся в основном в восточнославянских текстах, но сохранившееся в большинстве славянских языков.Возможно, эпитет Мокошь. 

Род 

Род — фигура, дух или божество, часто упоминаемое в незначительных восточных и южнославянских текстах, обычно наряду с Рожаницами. Этимологически связан со славянскими словами, обозначающими «семья», «род», «рождение» и др. Ему приносились бескровные жертвы. В науке нет единого мнения о статусе Рода в мифологии. 

Рожаницы 

Рожаницы («Подательницы жизни»), Суденицы («Подательницы судьбы») и Наречницы («Подательницы судьбы») — женские духи или божества судьбы. Они появляются во множественном числе или как единое целое. В восточных и южнославянских источниках они часто упоминаются вместе с Родом. Их основная функция — определять судьбу ребенка на всю жизнь, затем они оставляют невидимый след на его лбу. Судьба человека символизировалась нитью жизни, от длины которой, измеряемой Рожаницами, зависела продолжительность жизни человека. Им приносились бескровные жертвы. 

Зоря 

Зоря — олицетворение утренней зари. Она является славянским продолжением протоиндоевропейской богини рассвета *Хевсоси обладает многими из ее характеристик: она живет за морем на острове Буджан,] открывает дверь Солнцу, чтобы отправиться в его ежедневное путешествие по небу,также имеет золотую лодку. Зоря может быть одной фигурой, двумя фигурами или тремя. Она появляется в христианизированных молитвах и предпис

Звезда

Звезда, Утреница или Даница — олицетворение Утренней Звезды или планеты Венера, видимой на небе перед восходом солнца. 

В многообразии проявлений своих божеств, которым вверены их поля, леса, печаль и счастье, славянене отрицают, что на небе есть один бог, который правит над другими, что только он ответственен за небесные дела, и что другие подчиняются ему; каждый из которых берет на себя роль, они происходят из его линии и тем сильнее, чем ближе они к указанному богу.


Spread the love
Обновлено: 11.04.2023 — 16:03

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *