Баба Яга как символ матери-природы


Русский фольклор играет важную роль в современной российской культуре. Дети изучают народные сказки с самого раннего возраста, им преподают народные поговорки и пословицы, песни и мифы. Хотя наиболее известными проявлениями русского фольклора являются народные сказки, существует множество других, в том числе русские мифы (былина), короткие веселые песни, называемые частушками, а также различные загадки, фантастические истории (небылица), поговорки, колыбельные и многое другое.

Русский фольклор происходит из славянской языческой традиции.

Основные темы русского фольклора включают путешествие героя, торжество доброты и смирения над высокомерием духовенства и двойственную природу Бабы Яги, которая изначально символизировала Мать-природу, но была изображена христианами как страшное существо.

Главными героями русских народных сказок являются Баба Яга, Иван-Дурак или Иван-царевич, Богатыри и Богатырь, а также различные животные.

Истоки русского фольклора

Русский фольклор уходит своими корнями в славянские языческие традиции. Задолго до того, как Россия приняла христианство в 10 веке, народные сказки, песни и ритуалы существовали как устоявшаяся форма искусства. Как только христианство стало официальной религией в России, духовенство сделало все возможное, чтобы подавить фольклор, обеспокоенное тем, что он слишком языческий по своей сути.

Поскольку члены духовенства часто были единственными людьми, которые умели читать и писать, официальной коллекции фольклора не существовало до 19 века. До тех пор иностранные энтузиасты, интересующиеся русской культурой, делали только случайные коллекции в 17-18 веках. В 19 веке взрыв интереса к фольклору привел к созданию нескольких коллекций. Однако устные предания претерпели значительные редакционные изменения по мере записи и часто отражают идеи, которые были распространены в 19 веке.

В славянском фольклоре Баба Яга, также пишется как Баба Яга (с польского), является сверхъестественным существом (или одной из трех сестер с тем же именем), которая появляется в виде деформированной и / или свирепой женщины. В сказках Баба Яга летает в ступе, орудует пестиком и живет глубоко в лесу в избушке, которую обычно описывают как стоящую на курьих ножках. Баба Яга может помогать или препятствовать тем, кто сталкивается с ней или ищет ее, и может играть материнскую роль. Она также ассоциируется с дикой природой леса. Согласно морфологии народных сказок Владимира Проппа, Баба Яга обычно появляется либо как донор или злодейка, или может быть вообще двусмысленной.

Доктор Андреас Джонс определяет Бабу Ягу как «одну из самых запоминающихся и характерных фигур в восточноевропейском фольклоре» и отмечает, что она «загадочна» и часто проявляет «поразительную двусмысленность». Джонс обобщает Бабу Ягу как «многогранную фигуру, способную вдохновить исследователей видеть в ней Облако, Луну, Смерть, Зиму, Змею, Птицу, Пеликана или Богиню Земли, тотемную матриархальную прародительницу, женщину-инициатора, фаллическую мать или архетипический образ».

Первое четкое упоминание о Бабе Яге (Iaga baba) встречается в 1755 году в Русской грамматике Михаила В. Ломоносова . В учебнике грамматики Ломоносова Баба Яга упоминается дважды среди других фигур, в основном из славянской традиции. Второе из двух упоминаний встречается в списке славянских богов и существ рядом с их предполагаемой эквивалентностью в римской мифологии (славянский бог Перун, например, приравнивается к римскому богу Юпитеру). Баба Яга, однако, появляется в третьем разделе без эквивалента, подчеркивая ее воспринимаемую уникальность даже в этом первом известном свидетельстве.

Баба Яга является самым популярным и сложным персонажем русских народных сказок и ведет свое происхождение от древней славянской богини, которая была связующим звеном между жизнью и смертью, или нашим миром и подземным миром. Существует множество версий происхождения ее имени, в том числе одна, которая связывает Ягу с глаголом «ягать», означающим «сердиться, отчитывать кого-либо», и другие, которые связывают имя Яга с несколькими языками со значениями, такими как «змееподобный», «наследственный» и «лесной житель».» Каким бы ни было происхождение названия, оно стало ассоциироваться с похожим на старуху персонажем, который иногда ловит и приносит в жертву детей и непредсказуем в своем поведении.

Однако эта ассоциация далека от первоначального значения, придаваемого Бабе Яге, которая была природой, материнством и подземным миром. Фактически, Баба Яга была самым любимым персонажем в русском фольклоре и представляла матриархальное общество, в котором она возникла. Ее непредсказуемый характер был отражением отношений людей с Землей, когда погода могла повлиять на урожай. Ее кровожадность происходит от жертвенных ритуалов древних славян, а злобность, приписываемая бабе Яге, объясняется тем, как духовенству нравилось изображать ее, чтобы подавить языческие славянские ценности, которые оставались популярными среди простых людей, несмотря на то, что христианство было официальной религией.

Вы встретите Бабу Ягу в большинстве русских народных сказок. Она живет в лесу — символ перехода от жизни к смерти в славянских преданиях — в избушке, которая покоится на двух куриных ножках. Яге нравится ловить путников и заставлять их «работать на кухне», но она также приветствует путников едой и питьем, и если они правильно отвечают на ее загадки или демонстрируют скромное поведение, Яга может стать их самым большим помощником.

В повествованиях, в которых появляется Баба Яга, она демонстрирует множество типичных атрибутов: вращающуюся избушку на курьих ножках; ступку, пестик и / или швабру или веник. Баба Яга часто носит эпитет Баба Яга костяная нога («костлявая нога») или баба Яга с железными зубами («с железными зубами») , и когда она находится в своем жилище, ее можно найти растянутой на печи, тянущейся из одного угла хижины в другой. Баба Яга может чувствовать и упоминать русский дух («русский аромат») тех, кто ее посещает. Ее нос может упираться в потолок. Некоторые рассказчики, возможно, делают особый акцент на отталкивающем виде ее носа, грудей, ягодиц Баба Яга является самым популярным и сложным персонажем русских народных сказок и ведет свое происхождение от древней славянской богини, которая была связующим звеном между жизнью и смертью, или нашим миром и подземным миром. Существует множество версий происхождения ее имени, в том числе одна, которая связывает Ягу с глаголом «ягать», означающим «сердиться, отчитывать кого-либо», и другие, которые связывают имя Яга с несколькими языками со значениями, такими как «змееподобный», «наследственный» и «лесной житель».» Каким бы ни было происхождение названия, оно стало ассоциироваться с похожим на старуху персонажем, который иногда ловит и приносит в жертву детей и непредсказуем в своем поведении.

Однако эта ассоциация далека от первоначального значения, придаваемого Бабе Яге, которая была природой, материнством и подземным миром. Фактически, Баба Яга была самым любимым персонажем в русском фольклоре и представляла матриархальное общество, в котором она возникла. Ее непредсказуемый характер был отражением отношений людей с Землей, когда погода могла повлиять на урожай. Ее кровожадность происходит от жертвенных ритуалов древних славян, а злобность, приписываемая бабе Яге, объясняется тем, как духовенству нравилось изображать ее, чтобы подавить языческие славянские ценности, которые оставались популярными среди простых людей, несмотря на то, что христианство было официальной религией.

Вы встретите Бабу Ягу в большинстве русских народных сказок. Она живет в лесу — символ перехода от жизни к смерти в славянских преданиях — в избушке, которая покоится на двух куриных ножках. Яге нравится ловить путников и заставлять их «работать на кухне», но она также приветствует путников едой и питьем, и если они правильно отвечают на ее загадки или демонстрируют скромное поведение, Яга может стать их самым большим помощником.


Обновлено: 17.04.2023 — 22:58

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *