КОЛЕСО


Колесо»- движитель, свободно или закреплённый на вращающейся оси диск, позволяющий поставленному на него телу катиться, а не скользить.

Колёса широко применяется для транспортировки людей и грузов, в различных транспортных средствах ( к ним некоторые применяют словосочетание с колесным ходом , с колёсным движителем), повсеместно используется в различных механизмах и инструментах.

Слово «колесо» произошло от общеславянского *ко1о (род. п. *ко^е) и далее восходит к праиндоевропейскому корню *к»е1 — со значением «вращаться, поворачиваться». Говорящие на праиндоевропейском языке не заимствовали название, а придумали собственное для обозначения колеса, отчего в языках индоевропейских народов, географически далёких друг от друга, когнаты обозначения колеса едины.

От слова «колесо» образовано слово «колесница».

Место и время изобретения колеса остаются неясными, потому что самые старые намеки не гарантируют существования реального колесного транспорта или датируются слишком большим разбросом  месопотамской цивилизации. Однако, согласно некоторым относительно недавним источникам, колесо было изобретено не в Месопотамии. В первую очередь, они предполагают Восточную Европу или Индию и в отличие от других прорывных изобретений, колесо не может быть приписано одному или нескольким изобретателям. Свидетельства раннего использования колесных тележек были найдены на Ближнем Востоке, в Европе, Восточной Европе, Индии и Китае. Неизвестно, изобрели ли китайцы, индийцы и европейцы колесо независимо или нет. Изобретение цельного деревянного дискового колеса относится к позднему неолиту и может рассматриваться в сочетании с другими технологическими достижениями, которые привели к раннему бронзовому веку. Это подразумевает прохождение нескольких тысячелетий без колес даже после изобретения сельского хозяйства и гончарного дела, во время керамического неолита.

4500-3300 гг. до н.э. (медный век): изобретение гончарного круга; самые ранние массивные деревянные колеса (диски с отверстием для оси); самые ранние колесные транспортные средства; одомашнивание лошади 3300-2200 гг. до н.э. (ранний бронзовый век) 2200-1550 гг. до н.э. (средний бронзовый век): изобретение колеса со спицами и колесницы.

Халафской культуре 6500-5100 гг. до н.э. иногда приписывают самое раннее изображение колесного транспортного средства, но это сомнительно, поскольку нет никаких свидетельств того, что халафийцы использовали колесные транспортные средства или даже гончарные круги.Предшественники гончарных кругов, известные как «турнетты» или «медленные колеса», были известны на Ближнем Востоке к 5 тысячелетию до нашей эры. Один из самых ранних образцов был обнаружен в Тепе Пардис, Иран, и датирован 5200-4700 годами до нашей эры. Они были сделаны из камня или глины и прикреплены к земле с помощью колышка в центре, но для поворота требовалось значительное усилие. Настоящие гончарные круги, которые свободно вращаются и имеют механизм колеса и оси, были разработаны в Месопотамии (Ирак) в 4200-4000 годах до нашей эры. Старейший сохранившийся образец, который был найден в Уре (современный Ирак), датируется приблизительно 3100 годом до н.э. Колеса неопределенной даты также были найдены в цивилизации долины Инда, цивилизации 4-го  тысячелетия до н.э., охватывающей районы современной Индии и Пакистана. Древнейшие косвенные свидетельства колесного движения были найдены в виде миниатюрных глиняных колес к северу от Черного моря до 4000 г. до н.э. Начиная с середины 4-го тысячелетия до н.э. и далее, свидетельства концентрируются по всей Европе в виде игрушечных машинок, изображений или колей, причем самая старая находка в Северной Германии датируется примерно 3400 годом до н.э. В Месопотамии изображения колесных повозок, найденные на глиняных табличках пиктограммами в районе Эанна в Уруке, в шумерской цивилизации, датируются 3500-3350 годами.  До н.э. Во второй половине 4-го тысячелетия до н.э. свидетельства колесных транспортных средств появились почти одновременно на Северном (Майкопская культура) и Южном Кавказе и Восточной Европе (Кукутено-трипольская культура).

Изображения колесного транспортного средства появились между 3631 и 3380 годами до н.э. в Броноцицком глиняном горшке, раскопанном в поселении культуры воронкообразных в южной Польше. В соседней Ольшанице была построена дверь шириной 2,2 м для въезда повозки; этот сарай был длиной 40 м с тремя дверями, датируемый 5000 годом до н.э.—7000 годами н.э. и принадлежал к неолитической культуре линейной керамики. Сохранившиеся свидетельства комбинации колеса и оси из Старого Гмайне близ Любляны в Словении (Деревянное колесо на болотах Любляны) датируются с точностью до двух стандартных отклонений 3340-3030 годами до н.э., ось — 3360-3045 годами до н.э. Известны два типа европейского колеса и оси раннего неолита; циркумальпийский тип конструкции повозки (колесо и ось вращаются вместе, как в колесе люблянских болот) и колесо баденской культуры в Венгрии (ось не вращается). Оба они датируются примерно 3200-3000 годами до н.э. Некоторые историки полагают, что колесное транспортное средство распространилось с Ближнего Востока в Европу примерно в середине 4-го тысячелетия до нашей эры.

Ранние колеса представляли собой простые деревянные диски с отверстием для оси. Некоторые из самых ранних колес были сделаны из горизонтальных срезов стволов деревьев. Из-за неравномерной структуры древесины колесо, изготовленное из горизонтального среза ствола дерева, будет иметь тенденцию уступать колесу, изготовленному из закругленных кусков продольных досок.

Колесо со спицами было изобретено совсем недавно и позволило создавать более легкие и быстрые транспортные средства. Самые ранние известные образцы деревянных колес со спицами относятся к культуре синташта, датируемой 2000 годом до н.э. (Кривое озеро). Вскоре после этого в конных культурах Кавказского региона на протяжении большей части трех столетий использовались боевые колесницы со спицами, запряженные лошадьми. Они продвинулись вглубь греческого полуострова, где объединились с существующими народами Средиземноморья, чтобы в конечном итоге дать начало классической Греции после распада Минойское господство иконсолидации во главе с доклассической Спартой и Афинами

Кельтские колесницы ввели железный обод вокруг колеса в 1-м тысячелетии до нашей эры.

В Китае следы колес, датируемые примерно 2200 годом до н.э., были найдены в Пинлянгтае, месте культуры Луншань. Похожие следы были также найдены в Янши, городе культуры эрлитоу, датируемом примерно 1700 годом до нашей эры. Самые ранние свидетельства о колесах со спицами в Китае происходят из Цинхая, в виде двух ступиц колес с места, датируемого 2000-1500 годами до н.э.В Великобритании в 2016 году на территории Must Farm в Восточной Англии было обнаружено большое деревянное колесо диаметром около 1 м (3,3 фута). Образец, датируемый 1100-800 годами до н.э., представляет собой наиболее полный и ранний экземпляр такого типа, найденный в Британии. Ступица колеса также присутствует. Найденный поблизости хребет лошади позволяет предположить, что колесо, возможно, было частью повозки, запряженной лошадьми. Колесо было найдено в поселении, построенном на сваях над заболоченной местностью, что указывает на то, что поселение имело какую-то связь с сушей. Хотя широкомасштабное использование колес не происходило в Северной и Южной Америке до контакта с Европой, многочисленные небольшие колесные артефакты, идентифицированные как детские игрушки, были найдены в мексиканских археологических раскопках, некоторые из которых датируются примерно 1500 годом до н.э.Некоторые утверждают, что основным препятствием для широкомасштабного развития колесом в Северной и Южной Америке было отсутствие одомашненных крупных животных, которых можно было бы использовать для перевозки колесных экипажей.Ближайший родственник крупного рогатого скота, обитавший в Северной и Южной Америке в доколумбовые времена, Американский бизон, трудно поддающийся одомашниванию и никогда не был одомашнен коренными американцами; несколько видов лошадей существовали примерно до 12 000 лет назад, но в конечном итоге вымерли.Единственное крупное животное, которое было одомашнено в Западном полушарии, лама, вьючное животное, физически не подходило для использования в качестве тяглового животного для тяги колесных транспортных средств, и использование ламы не распространилось далеко за пределы Анд ко времени прибытия европейцев.

С другой стороны, мезоамериканцы так и не изобрели тачку, гончарный круг или какой-либо другой практичный предмет с колесом или колесами. Хотя оно присутствует в ряде игрушек, очень похожих на те, что встречаются по всему миру и до сих пор изготавливаются для детей («тянущие игрушки»), колесо никогда не находило практического применения в Мезоамерике до 16 века.[31 Возможно, майя ближе всего подошли к утилитарному колесу, чем веретено, и некоторые ученые полагают, что эти игрушки первоначально изготавливались с веретенообразными завитками и веретенообразными палочками в качестве «колес» и «осей».Австралийские аборигены традиционно использовали круглые диски, катающиеся по земле, для стрельбы по мишеням.Нубийцы примерно за 400 лет до н.э. использовали колеса для прядения керамики и в качестве водяных колес. Считается, что нубийские водяные колеса, возможно, приводились в движение волами.Также известно, что нубийцы использовали колесницы, запряженные лошадьми, импортированные из Египта.Начиная с 18 века в Западной Африке колесные транспортные средства в основном использовались для церемониальных целей в таких местах, как Дагомея. Колесо практически не использовалось для транспортировки, за исключением Эфиопии и Сомали в странах Африки к югу от Сахары в 19 веке. Колесо со спицами продолжало использоваться без существенных изменений до 1870-х годов, когда были изобретены колеса с проволочными спицами и пневматические шины.Пневматические шины могут значительно снизить сопротивление качению и повысить комфорт. Проволочные спицы находятся под напряжением, а не сжатием, что позволяет колесу быть одновременно жестким и легким. Ранние проволочные колеса с радиальными спицами привели к появлению проволочных колес с тангенциальными спицами, которые широко использовались на автомобилях в конце 20 века. Литые легкосплавные диски в настоящее время используются чаще; кованые легкосплавные диски используются, когда вес имеет решающее значение.

Изобретение колеса также имело важное значение для технологии в целом, важных приложений, включая водяное колесо, зубчатое колесо , прялку и астролябию или крутящий момент. Более современные потомки колеса включают в себя пропеллер, реактивный двигатель, маховик (гироскоп) и турбину.


Обновлено: 27.03.2023 — 14:21

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *