6 Древних историй о Воскрешении


Согласно Новому Завету, Иисус Христос был жестоко замучен римлянами около 33 года нашей эры. Но после трех дней в гробнице, говорится в нем, Иисус чудесным образом воскрес, явился своим ученикам и вознесся на небеса. Воскресение Иисуса и его победа над смертью — это то, что христиане празднуют каждую Пасху.

Но христианство — не единственная древняя вера, в которой поклонялись божеству, которое умирает, а затем воскресает снова, как объяснил шотландский антрополог Джеймс Фрейзер в «Золотой ветви», своем эпохальном исследовании мировых религий и мифологии 1922 года.

На древнем Ближнем Востоке, где была написана Библия, истории о божественной смерти и воскресении были тесно связаны с сельскохозяйственным циклом, и Фрейзер полагал, что ранние христиане, вероятно, выбрали весеннюю дату Пасхи, чтобы она совпала с существующими языческими праздниками в честь их воскресших богов.

“В целом, совпадения христианских и языческих праздников слишком близки и слишком многочисленны, чтобы быть случайными”, — заключил Фрейзер.

Вот шесть примеров историй о воскрешении из древних культур по всему миру, включая Индию, Китай, Мезоамерику и скандинавскую мифологию.

Таммуз, Весенний бог Месопотамии

В древних аграрных обществах последние дни зимы знаменовали окончание месяцев скудного существования и долгожданную щедрость весны и лета. В древней Месопотамии, одной из первых аграрных цивилизаций, люди обратились к божественным объяснениям этих ежегодных циклов праздников и голода.

Иштар была великой богиней-матерью Месопотамии и источником плодородия и изобилия природы. Ее возлюбленным был Таммуз, красивый молодой бог, который умирал каждую зиму и уходил в темный подземный мир. Шесть месяцев в году Иштар путешествовала в царство мертвых, чтобы спасти своего возлюбленного. В то время мир был лишен всякого плодородия, размножения и роста.

Каждую весну суровая богиня подземного мира Аллату позволяла заключенной паре окропиться Живой Водой и вернуться в мир живых, принося на землю жизнь и зеленую растительность. По вавилонскому календарю воскрешение отмечалось во время Дуузу или «Месяца Таммуз”, который приходился на конец июня — начало июля.

По всему древнему Ближнему Востоку более поздние культуры внесли свой вклад в историю весеннего воскрешения. Фригийцы рассказывали историю об Аттисе, который был возвращен к жизни в день весеннего равноденствия Кибелой, богиней плодородия. Греки рассказывали миф о Персефоне, похищенной Аидом, которой каждую весну позволено возвращаться из подземного мира, возвещая о возвращении растительности и производства зерна.

Осирис, египетский бог Смерти сельского хозяйства

Как и Месопотамия, древнеегипетская цивилизация зависела от природных циклов. Они особенно полагались на ежегодное весеннее разливание Нила, которое подпитывало сельскохозяйственное изобилие в бассейне Нила. Древние египтяне верили, что упорядоченные циклы природы контролируются Осирисом, богом земледелия.

Согласно египетской мифологии, Осирис когда-то правил землей вместе со своей царицей Исидой, богиней плодородия. Но Осирис был обманут и убит своим братом Сетом, который расчленил тело Осириса и разбросал его останки по всему Египту. Исида собрала тело Осириса заново, помазала его маслом и совершила сложный обряд бальзамирования, который воскресил Осириса к вечной жизни как бога подземного мира.

Древние фараоны также надеялись стать бессмертными с помощью тех же ритуалов бальзамирования и мумификации, которые Исида использовала для воскрешения Осириса. Со временем даже простые египтяне предпочитали мумифицироваться в надежде победить смерть точно так же, как это сделал Осирис. Королевские мумии, такие как Тутанхамон, были найдены в погребальных масках с изображением Осириса.

Перехитрить смерть в Древней Индии

Дальше на восток, в Индии, существует по крайней мере одна любимая история о смерти и воскрешении.

Согласно индуистской традиции, когда-то жила-была умная и красивая принцесса по имени Савитри, которая отказалась выйти замуж за любого из претендентов, добивавшихся ее руки. Она покинула свой дворец в поисках своей настоящей любви и нашла Сатьявана, красивого лесника, который когда-то был принцем.

Савитри и Сатьяван полюбили друг друга и поженились, но посланник богов произнес страшное пророчество — Сатьяван умрет ровно через год. И, как и было обещано, в первую годовщину свадьбы молодой пары Сатьяван рухнул и умер. Ямрадж, бог смерти, пришел, чтобы забрать душу Сатьявана.

Но у умной Савитри был план. Она упрямо следовала за Ямраджем через пылающую пустыню ко входу в подземный мир, умоляя о возвращении Сатьявана. Ямрадж согласился исполнить одно желание Савитри, но не ради жизни ее мужа.

Вместо этого Савитри попросила, чтобы ей даровали много детей. Когда Ямрадж согласился, она спросила его, как она должна рожать детей без мужа. И поскольку она поклялась выйти замуж только за Сатьявана, Ямраджу пришлось вернуть мужа Савитри, чтобы сдержать свое слово.

Сатьяван был возвращен к жизни, и счастливая пара воссоединилась.

Бодхидхарма и его Единственный ботинок

Согласно буддийской традиции, фигура, известная как Бодхидхарма, была великим индийским мудрецом, который, возможно, первым принес буддизм в Китай. В традиции дзен-буддизма Бодхидхарма часто играет роль мудрого и коварного мастера дзен, бросающего вызов своим ученикам загадочными загадками, которые, если их расшифровать, ведут на путь просветления.

Однажды китайский дипломат по имени Сонгюнь пересекал горы Памир между Китаем и Индией, когда он встретил теперь уже пожилого Бодхидхарму, идущего в противоположном направлении. Сонгьюн спросила, куда направляется мастер, и Бодхидхарма ответил, что он, наконец, возвращается домой, в Индию.

Затем Сонгюнь заметил, что Бодхидхарма был одет только в один ботинок, и спросил почему. Бодхидхарма предложил Сонгюню спросить монахов, когда он прибудет в Шаолинь. Пути мужчин разошлись, но когда Сонгюн спросил о ботинке Бодхидхармы в Шаолине, его бросили в тюрьму за ложь. Сонгьюн не могла видеть Бодхидхарму, потому что мастер умер несколькими годами ранее.

Чтобы доказать это, монахи вскрыли гробницу Бодхидхармы, но все, что они нашли, был единственный ботинок. Даже смерть не могла вместить мудрость Бодхидхармы, которого часто изображают босиком с единственным ботинком на палке.

Жертва Одина (Самому себе)

В скандинавской мифологии Один — главный среди богов Валгаллы, бог-создатель, чья мудрость и волшебство не имели себе равных. Но Одину пришлось заплатить ужасную цену, чтобы обрести свои могущественные и эзотерические знания.

Согласно скандинавской легенде, величайшими источниками мудрости в древнем мире были руны, магические символы, которые не могли расшифровать даже боги. Но Один был готов сделать все необходимое — даже встретиться лицом к лицу с самой смертью, — чтобы разгадать значение рун и получить доступ к их скрытой силе.

Согласно эпической поэме викингов «Гавамал», Один подверг себя насильственной форме самопожертвования: “я отдан самому себе”, — говорит Один. Один повесился на великом дереве Иггдрасиль, пронзил себе бок копьем и запретил другим богам приходить к нему на помощь. Девять дней Один висел на дереве, глядя вниз, в водянистые глубины Колодца Урд, пока, наконец, на девятый день ему не открылись очертания рун.

На языке и образах Гавамаля часть Одина погибла в том девятидневном испытании, и он возродился или воскрес как гораздо более могущественное существо с новообретенными знаниями и способностями.

Кетцалькоатль: Воскрешение в Мезоамерике

В древней Мезоамерике величайшим из всех богов был Кетцалькоатль, “пернатый змей”, которому веками поклонялись цивилизации майя, тольтеков и ацтеков.

В некоторых традициях Кетцалькоатль был фигурой, подобной Осирису, богом земледелия и растительности, тесно связанным с богом дождя Тлалоком. И подобно Осирису, Кетцалькоатль был обманут своим братом, обманом заставившим его выпить сильнодействующее опьяняющее средство и переспать со жрицей. Охваченный чувством вины, Кетцалькоатль покончил с собой путем самосожжения, но снова воскрес к жизни.

В мифологии толтеков Кетцалькоатль связан с Венерой, самой яркой звездой на древнем небе, которая, казалось, “восставала” из Солнца, подобно Кетцалькоатлю, восставшему из своего погребального костра. В своем олицетворении Венеры, утренней и вечерней звезды, Кетцалькоатль стал богом смерти и возрождения. Как бог-создатель, Кетцалькоатль также спускался в подземный мир, чтобы собрать кости, необходимые для создания первых человеческих существ.


Обновлено: 18.12.2023 — 21:04

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *