Огромная вырезанная мелом скульптура в сельской местности Англии, вероятно, была местом встречи местных сил, объединившихся против викингов.
Новое исследование показало, что гигантская загадочная резьба обнаженного лысого мужчины со здоровенной дубинкой, вероятно, изображает мифического Геркулеса.
Раннесредневековое произведение искусства, высеченное в меловой породе на склоне холма над деревней Черн-Аббас в Дорсете, Англия, вероятно, было создано для обозначения места встречи западносаксонских армий, которые готовились сражаться с вторгшимися викингами, согласно исследованию, опубликованному в январском номере журнала Speculum. Позже монахи в Черне—Аббасе, которые, вероятно, не хотели видеть среди себя языческую фигуру, переосмыслили огромную резьбу как изображение местного святого Эдволда, сказали в команде.
«Монахи Церне не изобразили бы своего святого покровителя обнаженным, если бы вырезали его с нуля, но они были счастливы использовать его в качестве образа Эдволда для своих собственных целей», — говорится в заявлении соавтора исследования Тома Моркома, научного сотрудника кафедры философии, классики, истории искусства и идей Университета Осло в Норвегии.
Археологи знали о гиганте Серне-Аббасе на протяжении веков, но многие думали, что он относится к доисторическим временам. Это изменилось в 2021 году, когда исследования показали, что гигант был намного моложе, датируемый между 700 и 1110 годами нашей эры. Это временное окно, основанное на датировании оптически стимулированной люминесценцией (OSL) — методе, который вычисляет, когда кристаллические материалы в произведении искусства, такие как минералы, в последний раз подвергались воздействию солнечного света или тепла, — показало, что появление гиганта в англосаксонский период совпало с эпохой викингов (с 793 по 1066 год).
Созерцание гиганта впечатляет: он стоит на высоте 180 футов (55 метров) с дубинкой, зажатой в правой руке. Его левая рука вытянута, и, вероятно, первоначально в ней находилась культовая львиная шкура Геркулеса, которую он получил, убив зверя в рамках своих 12 подвигов, сказали исследователи. Средневековые художники также изображали соски, ребра, пояс и фаллос лысого мужчины.
В средние века миф о Геркулесе был хорошо известен, а в девятом веке к нему проявился всплеск интереса, сообщили исследователи. Выступающая дубинка с узлом — один из признаков того, что на резьбе изображен герой, поскольку это оружие «действовало как идентификационный ярлык, как ключи Святого Петра или колесо Святой Екатерины», — написали исследователи в исследовании.
Они добавили, что резьба находится всего в 16 милях (26 километрах) к югу от Портленда, места первой зарегистрированной встречи англосаксов и викингов-налетчиков, которая произошла за несколько лет до нападения викингов в 793 году на Линдисфарн. В регионе есть и другие раннесредневековые рисунки мелом, и это, возможно, служило местом сбора местных сил для борьбы с викингами, поскольку это место находилось недалеко от пресной воды и припасов из местных поместий, сказали исследователи.
«Стало ясно, что Чернский гигант — всего лишь наиболее заметная из целого ряда раннесредневековых особенностей ландшафта», — говорится в заявлении соавтора исследования Хелен Гиттос, адъюнкт-профессора истории раннего средневековья в Оксфордском университете.
В 11 веке местные монахи переделали Геркулеса, переименовав его в Эдволда из Церне, отшельника девятого века, который, как говорили, был братом короля и чудотворцем.
«Гиганта долгое время любили и о нем заботились, и такие повторные идентификации продолжаются по сей день», — сказал Морком.